Петроглифы

Рис. 4-6. Петроглифы Тамгалы.

Петроглифы Тамгалы были выбиты в технике пикетажа каменными или металлическими орудиями. Все они были при проведении документации разделены на 48 отдельных комплекса. Подлинным шедевром наскального искусства считается значительная по своим размерам плоскость с впечатляющими 6 изображениями “солнцеголовыx” божеств (?), выбитыx поверх небольших изображений пляшущих и молящихся людей. Крупный размер ранних петроглифов, их уникальное изобразительное содержание и иконография помещают их в один ряд с ценнейшими изображениями наскального искусства Центральной Азии. 

Петроглифы Тамгалы. Основная часть экскурсии проходит по памятникам наскального искусства, объединенных в группы петроглифов. Среди тысяч петроглифов Тамгалы особо выделяется гомогенная серия древнейших изображений, созданных на рубеже XIV-XIII вв. до н.э. в  период освоения Юго-Восточного Казахстана (Семиречья) пастушескими племенами андроновской культурно-исторической общности. Петроглифы эпохи бронзы Тамгалы свидетельствуют о высочайшем уровне развития этого вида изобразительного творчества в период его расцвета и широкого распространения на территории Центральной Азии. Специфика этих рисунков, по справедливому заключению А.Е. Рогожинского (крупные размеры от 25-75см до 1,0м, техника, стиль, иконография, репертуар и наличие повествовательной конструкции) позволяет выделять их особо как тип петроглифов Тамгалы.

Рис. Скала с петроглифами группы II, индексированная панорама.

Петроглифы, группа II (N 43º48´13,28´´; E 075º32´14,14´´). Эпоха бронзы, ранний железный век. Здесь имеется более 400 наскальных рисунков. Преобладают изображения эпохи бронзы (XIV–XIII вв. до н.э.), которые представляют древнейшую и самую выразительную серию петроглифов Тамгалы. К ним относятся изображения диких животных (олени, лошади, быки, волки и др.), а также антропоморфных фигур, в том числе фантастических (лучник в маске, «ряженые»). Рисунки крупные (25-75 см), глубоко и тщательно выбиты. Отдельные изображения животных в сакском «зверином стиле» созданы в I тыс. до н.э.

Рис. Центральная плоскость группы II с изображениями эпохи бронзового века.

Рис. «Ряженные» антропоморфные существа, эпоха бронзы, группа петроглифов II.

Петроглифы, группа III (N 43º48´13,16´´; E 075º32´14,42´´). Эпоха бронзы, ранний железный век, средние века. Здесь имеется более 400 наскальных рисунков. Преобладают изображения эпохи бронзы (XIV–XIII вв. до н.э.), часто подновленные в более поздние периоды. К ним относятся сцены охоты на диких животных (куланы, горные козлы), жертвоприношение быка и др. Шедеврами наскального искусства являются фигуры «солнцеголового божества» на быке и «стельной» коровы. К периоду поздней бронзы (XIV–XIII вв. до н.э.) относится сцена человеческого жертвоприношения. К сакскому периоду (сер. V в до н.э.) относятся фигуры животных в «зверином стиле» и сцена боевой пляски воинов с топорами.

Рис.  Изображение «солнцеголового» на быке.

Рис. Еще один мифологический образ группы III «стельная» корова.

Петроглифы, группа IV (N  43º48´13,18´´; E 075º32´05,04´´). Эпоха бронзы, ранний железный век, средние века, Новое время. Скала с петроглифами образует композиционный и смысловой центр святилища Тамгалы – «храма под открытым небом». Здесь имеется более 700 наскальных рисунков. К эпохе бронзы (XIV–XIII вв. до н.э.) относится уникальная композиция с изображениями 6-ти «солнцеголовых божеств», дополненная рядо других петроглифов в раннем железном веке (VI–V вв. до н.э.) и средние века. К IX–X вв. относится тюркская руническая надпись, к XVII – сер. XVIII в. ойратские молитвенные надписи «Ом мани пад ме хум», к XIX – нач. XX в. тамга казахского племени дулат Старшего жуза.

Рис. Изображения “солнцеголовых», группа IV, эпоха бронзы.

В центральной части группы на верхней террасе каньона располагается, так называемый «Пантеон» бронзового века и Картина Мироздания. Группа IV, пл. 118. Вертикальная скала с петроглифами является самой высокой в каньоне Тамгалы и образует смысловой центр «храма под открытым небом». Поверхность с рисунками обращена на юг, и все изображенные на ней персонажи соответственно ориентированы по странам света. Петроглифы относятся к разным эпохам; всего насчитывается 52 рисунка.

Рис. Панно с изображениями «солнцеголовых», а также антропоморфных, эпоха средней бронзы на центральной плоскости, более поздние изображения. Видимо, служил алтарем святилища.

Эпоха бронзы. Фриз «солнцеголовых» персонажей: шесть крупных антропоморфных фигур, отличающихся высотой (от 52 до 74 см), формой «нимбов», положением рук (подняты вверх или опущены), разворотом влево (запад), вправо (восток) или фронтально (юг/север). Сверху над ними фигура (торс и голова) седьмого (?) «солнцеголового» персонажа. Снизу слева – две противостоящие друг другу фигуры людей в молитвенной позе («адоранты»); выше – фрагмент сцены «священного брака».

Панно содержит все основные типы «солнцеголовых» персонажей Тамгалы, изображая собрание «всех богов» (пантеон) и ритуальное поклонение им. Композиция не имеет аналогов.

Ранний железный век. Одиннадцать антропоморфных фигур: десять танцующих воинов с топорами, в центре – фигура женщины-роженицы. Выше изображены всадник на лошади, дикий кабан и другие животные в сакском «зверином» стиле. Некоторые фигуры перекрывают изображения «солнцеголовых», но в целом гармонично дополняют композицию эпохи бронзы и передают Картину Мироздания в представлениях древних кочевников. Остальные петроглифы созданы в средние века и позднее.

Петроглифы, группа (N  43º48´13,28´´; E 075º32´14,14´´). Эпоха бронзы, ранний железный век, средние века. Здесь имеется более 1000 наскальных рисунков.  К эпохе бронзы (XIV–XIII вв. до н.э.) относятся несколько крупных композиций с изображениями животных (быки с линиями на теле, лошади, кабан и др.), боевых колесниц и запряжённой верблюдом грузовой повозки, а также антропоморфных фигур, в том числе 11 изображений «солнцеголовых божеств». Композиции с изображениями оленей в стиле «оленных» камней Монголии и в сакском «зверином стиле» датируются первой половиной I тыс. до н.э. В средние века созданы изображения сидящего в «пиршественной позе» антропоморфного божества (?) с лучами вокруг головы, конных всадников, оленей, а также тамги тюркских племен.

Рис. Прорисовка сидящего антропоморфного божества

на V  группе (А.Е. Рогожинского).

Ранний железный век. Одиннадцать антропоморфных фигур: десять танцующих воинов с топорами, в центре – фигура женщины-роженицы. Выше изображены всадник на лошади, дикий кабан и другие животные в сакском «зверином» стиле. Некоторые фигуры перекрывают изображения «солнцеголовых», но в целом гармонично дополняют композицию эпохи бронзы и передают Картину Мироздания в представлениях древних кочевников. Остальные петроглифы созданы в средние века и позднее.

Рис. Изображения оленей в «зверином» стиле, эпоха раннего железного века, группа V.

Рис. Верхняя плоскость группы V, плотно забитая изображениями эпохи бронзы.

Рис. Общий вид сопки с петроглифами отщелка Сункарсай.

К настоящему времени разработан и обустроен еще один новый маршрут по памятнику.

Петроглифы, группа VI (N  43º47´35,15´´; E 075º32´11,94´´)

Рис. Одна из центральных плоскостей группы VI с изображениями различных эпох.

Сопка с петроглифами располагается на расстоянии чуть более 1 км от центральной зоны урочища, к югу состоит из более 150 плоскостей, содержащих наскальное искусство от эпохи бронзы до средних веков  и Нового времени. Скопление петроглифов, компактно на одной сопке располагает целым рядом петроглифов тюркского времени, в том числе и уникальных и подчеркивающих своеобразие наскального искусства именно этого периода. Именно на этом местонахождении отслеживается смена приоритетов наскальной изобразительной деятельности как традиционного канала коммуникации кочевников: знак-тамга и короткий рунический текст становятся неотъемлемыми атрибутами изобразительного ряда, отражающими социальный и правовой статус их создателей, обладателей территории; собрания родоплеменных тамг фиксируют иерархию кочевых кланов, их политическую интеграцию.

Рис. Индексированная панорама плоскостей с петроглифами группы VI.

Рис. 2. Изображения древнетюркских знаменосцев, группа VI.

Несмотря на это относительное разнообразие маршрутов далеко не вся территория заповедника-музея и не весь спектр памятников археологического комплекса охвачены экскурсионными маршрутами, многие из которых будут тематическими, т.е. для специалистов и студентов,  в частности это археологические памятники комплекса. Локализация групп памятников обусловлена рельефом местности. Рельеф Танбалы представлен мелкосопочником на границе с предгорной долиной. Абсолютные высоты 920-980 м. над уровнем моря. Особым достоинством ландшафта Танбалы, подчеркнутым проведенными исследованиями ученых, подтвержденным Комитетом Всемирного наследия, является его культурная составляющая, уникальные петроглифы, отражающие основы понимания мироздания населения этой территории в эпоху средней бронзы, выбитые на наиболее подходящих крупных плоскостях, в полном смысле шедевры, безусловно, являются памятником мирового культурного наследия. Очевидно, что именно эта территория на стыке невысоких гор, у выхода небольшой речки из урочища на обширную долину, наиболее подходила для отражения картинок мироздания на скалах.

 Рис. Так называемая «энциклопедия тамг», собрание знаков тюркских родов и племен, населявших урочище и окрестности в древнетюркское время.

Несмотря на, казалось бы, типичность ландшафта Танбалы, для обширного региона Чу-Или, именно здесь древнее население региона организовало крупнейшее святилище эпохи средней бронзы, включавшего и эту группу. Мы можем догадываться, почему именно на Танбалы пал выбор, но ясно, что фактор естественности ландшафта при организации святилища играл первостепенную роль и мог быть «облагорожен» лишь определенными, канонизированными изображениями, «окультуривавшими» природный ландшафт. Неординарность Тамгалы и его ландшафта прослеживается сравнительно с другими аналогичными памятниками региона. В эпоху его функционирования любая  хозяйственная деятельность: сооружения жилищ, могильников и т.д., считались недопустимыми и были вынесены за его относительно значительные размеры. Продолжалась активная ритуальная деятельность и в последующие периоды истории. На территории заповедника-музея, а также примыкающих долинах отмечены поселения и могильники всех основных периодов, начиная с эпохи средней - поздней бронзы, вплоть до средневековья. 

В настоящее время на Танбалы «эксплуатируется», главным образом, культурный ландшафт, однако эта эксплуатация максимально бережна. Общие принципы организации туристических маршрутов на ландшафтных памятниках, были сформулированы архитекторами Иманбековой К.И., Яценко Е.Л., ясное понимание которых, было достигнуто при организации основного маршрута по центральному ущелью: «открытость и доступность памятника…, использование памятника без ущерба для него, сбалансированность методов управления…».

 Рис. Экскурсия для одаренных детей лагеря ЮНЕСКО.

Древние захоронения (могильники) являются одним из основных видов памятников комплекса Танбалы и располагаются как в холмистой, так и равнинной части урочища. В настоящее время лучше исследованы памятники эпохи бронзы, экспонируются могильники Каракудук II, Тамгалы II.

На территории урочища известны семь могильников эпохи бронзы (Танбалы I, II, IV-VII, Каракудук II), группирующихся главным образом вдоль основной долины, на правом и левом берегах р. Танбалы. На предгорной равнине располагаются Танбалы I, II и Каракудук II. Все памятники занимают в рельефе возвышенные участки (конусы выносов, пологие склоны сопок) и скрыты делювиальным слоем. Количество захоронений и занимаемая территория могильников Танбалы I, IV, V, VII сравнительно невелики: на площади не более 250-400 кв.м. находится по 15-20 могил. В самых крупных могильниках Танбалы II, VI и Каракудук II насчитывается по 30-50 могил на площади от 500 до 1500 кв.м. 

Рис. Керамические горшки из захоронений могильников Тамгалы эпохи бронзы.

В разные годы раскопки проводились на всех названных памятниках, и, хотя степень изученности их различная, полученные данные, в том числе определения абсолютного возраста, позволили выполнить культурно-хронологическую атрибуцию.

Все могильники эпохи бронзы входят в круг памятников андроновской культурно-исторической общности. Типологически памятники Танбалы относятся к центрально-казахстанскому (атасускому) и семиреченскому вариантам андроновской общности, отражая миграционно-диффузный характер формирования населения юго-восточного Казахстана в позднем бронзовом веке.

Наиболее древними памятниками комплекса являются могильники Танбалы I, V, VI, синхронно функционировавшие во второй половине XIV-XIII вв. до н.э. К особенностям этих памятников относится захоронение умерших по обряду трупоположения скорчено на боку в больших каменных ящиках внутри круглых или квадратных оград из вертикально установленных каменных плит. Погребальный инвентарь представлен изящной орнаментированной лепной посудой и бронзовыми украшениями.

Рис. Схема расположения захоронений могильников Тамгалы-I и Тамгалы-II.

На рубеже XIII/XII вв. до н.э. образуются могильники Танбалы II, IV и Каракудук II, относящиеся к памятникам семиреченского типа эпохи поздней бронзы. Для них характерно сочетание захоронений по обряду трупоположения и кремации в каменных ящиках и цистах, грубая неорнаментированная лепная керамика и специфический набор бронзовых украшений и изделий. На нескольких камнях в трех цистах могильников Танбалы II и Каракудук II обнаружены петроглифы – антропоморфные фигуры и изображения животных, – выполненные в стиле древнейшей серии наскальных рисунков Танбалы.

Наиболее поздние захоронения эпохи бронзы обнаружены на периферии могильника Тамгалы VI и на Тамгалы VII и датируются XI-X вв. до н.э.

Курганные захоронения найдены в урочище повсеместно и представлены несколькими типами, различающимися особенностями насыпи и погребальных конструкций. Самые крупные могильники, состоящие из двух-трех десятков сооружений, располагаются на предгорной равнине.

Петроглифы Сункарсая (VII группа) (N  43º48´31,95´´; E 075º31´48,44´´).  Ущелье Сункарсай находится в 700 м к северо-западу от центрального ущелья Танбалы. Представляет  собой неглубокую долину среди типичных невысоких гор Чу-Или с небольшим ручьем, имевшим сезонный сток, обеспечивавший насельников ущелья, в настоящее время существующий лишь весной. Наибольшее скопление петроглифов находится на сопке у выхода из ущелья. Скопление насчитывает 150 плоскостей с более, чем 500 петроглифами, которые датируются поздней бронзой, сакской эпохой, а также средними веками. Зачастую, петроглифы подновлены в позднее время, иногда добавлялись новые изображения. Полная документация наскального искусства основной сопки была проделана Л. Херманном и Б.Железняковым в 2011 г., в том же году был открыт туристский маршрут по его петроглифам.

Большинство наскальных изображений представляет животных, в частности козлов и верблюдов, изображение которых частично относится к бронзовому веку, но большая часть к РЖВ. Особенно характерно для этой эпохи изображения оленя с рогами в виде «древа жизни». Изображения РЖВ и средних веков явно преобладают в Сункарсае. Тюркские изображения также достаточно четко подчеркивают характерные особенности своего периода: несколько сцен демонстрируют всадников со знаменами, сцены охоты с луками или хищной птицей. Известны знаки-тамги, изображенные как отдельно, так и среди большой разновременной сцены – палимпсеста. Тамги, очевидно, маркировали поселение существовавшее в позднее время на слоях поселений более раннего времени. Недалеко от ущелья, на равнине, находится курган «с усами».

Рис. Схема расположения основных плоскостей с петроглифами средневекового времени на топоплане отщелка Сункарсай.

Рис. Курган «с усами» в подгорной части равнины у долины Сункарсай. В ходе посещения маршрута по Сункарсаю возможно посещениееще одного памятника

Кургана с «усами» (каменными выкладками); (N  43º48´43,6´´; E 075º32´01,8´´). Памятник открыт и частично исследован 1-5 октября 1957 г. Семиреченским отрядом Южно-Казахстанской археологической экспедиции АН КазССР под рук. А. Г. Максимовой. Датировка: ранний железный век – раннее средневековье. Сооружение состоит из центрального кургана (каменная насыпь d – 6 м, h – 0,5 м) и двух дугообразных каменных выкладок («усов»), отходящих от него к северо-востоку и юго-востоку; на концах обеих выкладок имеются малые курганы (d – 2 м, h – 0,2 м). При раскопках курганов захоронения не обнаружены; раскопки дугообразных выкладок-«усов» не проводились. Назначение сооружения не установлено. Памятник реконструирован в 2005 г.

Рис. Раскопки «кургана с усами» в 1950-х гг.

Петроглифы Шошкалы (N  43º49´22,64´´E 075º29´29,71´´)

Живописное урочище находится в северо-западной и северной части заповедника-музея «Тамгалы», в наиболее гористой и пересеченной местности. Но, несмотря на обилие скалистых выходов патинированных поверхностей немного. Одно из наиболее значительных скоплений петроглифов находится в меандре русла речки Ойсу, протекающей по ущелью Шошкалы. Ландшафт сохранил свою первозданность.

Петроглифы были изучены и опубликованы С.А. Потаповым, именно им была отмечена особенность традиции выбивки небольшой части быков этого местонахождения, сходной с Кулжабасы, очевидно относящейся к более древнему периоду, нежели основная часть изображений в Тамгалы. Основная часть петроглифов выбита на скалах с юго-западной экспозицией по правому берегу пересыхающего ручья. Здесь насчитывается более ста плоскостей, выбитых в разные эпохи, начиная с эпохи бронзы (весьма архаичные быки, колесница), многие из которых были подновлены или дополнены в средние века. Значительную часть изображений составляют изображения, выполненные в «зверином стиле» в сакское время. Встречены и изображения третьей четверти 20-го века, основу которых составляют изображения «вождя мирового пролетариата» и темы любви. В 2011 г. здесь были проведены практические занятия международного семинара под руководством А.Е. Рогожинского, в результате, была получена карта археологических памятников этого урочища.

Рис. Археологическая карта Шошкалы.

Петроглифы Шошкалы равноудалены от Тамгалы и Каракыра (расположены в 4 км от обоих памятников, как бы на полпути между ними), это создает значительные перспективы для дальнейшего развития туристских путей для посетителей и для понимания культурного ландшафта Тамгалы-Шошкалы-Каракыра специалистами. Именно здесь предполагается проложить тропу по природным достопримечательностям Тамгалы.

Рис. Панорама «меандра» Ойсу, протекающей по Шошкалы.

Рис. Панорама гор Каракыр.

Природа Тамгалы

В виду сравнительно невысокого положения над уровнем моря и значительной удаленностью от высоких горных массивов, Чу-Илийские горы получают сравнительно небольшое количество атмосферных осадков. При высокой и знойной температуре летних месяцев количество осадков за год не превышает 250 мм. Только центральная, более возвышенная часть получает, вероятно, несколько больше, до 300 мм. В силу этого орошение всего района крайне скудное. Почти все речки, имеющие истоки в Чу-Илийских горах, наполняются водой только периодически, во время таяния снегов.

Для территории Чу-Илийских гор приводится около 900 видов высших растений, из них примерно 80 южные виды, у которых здесь проходит северная граница ареала.

Здесь очень красиво весной, когда  все склоны покрываются весенними цветами. На  степных участках цветут клубеньковая герань, весенний горошек, риндера,  аистник, персидская роза, иксилирион татарский, горечавки и луки. Из кустарников красивы спирея и карагана. На некоторых участках сплошным ковром цветет тюльпан бузе. Позже его сменяют оранжевая реомерия, маки и ковыли. На каменистых склонах, среди разноцветных лишайников,  живописно смотрятся пятна желтых гусиных луков, валерьяна, желтые анемоны, ферулы, белые гвоздики и кермек. В этих местах встречаются наиболее интересные растения, такие как  корольковия Северцева, ринопетулюм  Карелина, юнона голубая, тюльпаны Альберта красных и желтых цветов и, наконец, уникальный тюльпан Регеля - древнейший из тюльпанов. Его венчик чисто белый с желтым основанием внутри, а листья короткие широкие, гофрированные. В понижениях рельефа красивы цветущие кусты различных курчавок,  чингиля и тамариска. Вдоль речек, во многих местах, сплошной лентой высятся тростники, а в некоторых местах встречаются многовековые ивы. К концу июня вся эта симфония ярких красок выгорает. Жаркая погода обычно держится до середины сентября. В это время можно отыскать на скалах одно уникальное растение – наголоватку мощную - эндемика этих мест. Кроме нее можно назвать еще такое узкоэндемичное растение, как   недзведския семиреченская (представитель прошлых геологических эпох).

Несколько тысяч лет назад климат здесь был более влажный и мягкий, с полноводными реками, с богатыми рощами по берегам рек и богатыми пастбищами. В современное время этот район обладает оригинальной флорой, которая не имеет аналогов в мире. Достаточно назвать такие эндемичные растения как тюльпан Регеля,  Недзведскию (растение прошлых геологических эпох) и наголоватку. Фауна этих гор еще слабо изучена. Тем не менее, можно назвать эндемичного жука каллистенеса (Callistenes) и недавно найденных дневных бабочек  – римнарию Вавилова (Rhymnaria vavilovi) и римнарию чуилийскую (Rhymnaria chuiliense).