Экспозиционно-выставочные работы

Экспозиционно-выставочные работы

Семинары и конференции

Семинары и конференции

Номинация петроглифов Танбалы

Обоснование включения Тамгалы в Список Всемирного Наследия

Значимость

Высокая культурная значимость археологического ландшафта Тамгалы обусловлена несколькими факторами, выделяющими его в ряду наиболее выдающихся известных памятников наскального искусства Центральной Азии. Далеко не последнюю роль в этом сыграло несомненное своеобразие ландшафта, связанное с особенностями геологического и неотектонического развития района Тамгалы и Чу-Илийских гор. Специфический климат и рельеф стали главными условиями, предопределившими способ обитания здесь людей и характер преобразования ими окружающей среды. Культурно-исторический феномен комплекса Тамгалы определялся также его географическим положением на участке одного из узловых районов древних коммуникаций Центральной Азии, проходивших вдоль Северного Тянь-Шаня.

На протяженном участке аридной зоны в центральной части Чу-Илийских гор, почти лишенном источников пресной воды и удобных для жизни мест, урочище Тамгалы выделяется особенно благоприятными условиями для длительного обитания: обилием родников и плесов, богатых растительностью пастбищ, наличием в рельефе защищенных от ветра логов и долин, пригодных для поселения небольших коллективов. В этом отношении урочище Тамгалы являет собой идеальный ландшафт для обитания традиционного общества номадов аридной зоны Центральной Азии.

В то же время, ряд весьма специфических особенностей ландшафта отличает урочище Тамгалы от других подобных мест. Самой яркой достопримечательностью является скальный каньон, образовавшийся в изгибе долины р. Тамгалы. На коротком отрезке узкой долины здесь сконцентрировано несколько больших обнажений скал, покрытых черным «пустынным загаром». Ступенчатые террасы ритмично возвышаются над долиной, отблескивая широкими поверхностями скал. В этом отношении Тамгалы представляет редкий по полноте и репрезентативности памятник эволюции наскального изобразительного творчества на протяжении более трех последних тысячелетий.

В составе археологического комплекса Тамгалы на площади всего около 900 га компактно расположены остатки более ста памятников разных видов – петроглифов, поселений, могильников, культовых сооружений, - датирующихся от сер. XIV в. до н.э. до начала XXв. В целом, археологические памятники комплекса хорошо сохранились и удивительно гармонично предстают в ландшафте в виде руин каменных сооружений - жилищ, загонов для скота, а также могильных оград и курганов. Наиболее активно территория комплекса использовалась скотоводческими племенами в раннем железном веке и казахами в новое время (XIX-начало XXвв.).

Важнейшим компонентом археологического ландшафта Тамгалы являются петроглифы (общее количество изображений около 5000). Их локализация детерминирована определенными условиями ландшафта, а также функциональной культурной значимостью отдельных его частей. Лучшие образцы петроглифов всех эпох сосредоточены в живописном каньоне, ограниченно пригодном для устройства поселений, и наиболее благоприятном для изобразительной деятельности и, вероятно, коллективных ритуалов. Небольшие серии менее выразительных по репертуару и качеству петроглифов и родовых знаков (танба) компактно занимают скальные обнажения вблизи поселений и содержат рисунки времени их функционирования.

Среди тысяч петроглифов Тамгалы особо выделяется гомогенная серия древнейших изображений, созданных на рубеже XIV-XIII вв. до н.э. в начальный период освоения Юго-Восточного Казахстана (Семиречья) пастушескими племенами андроновской культурно-исторической общности, ассоциируемых с историческими индо-иранцами. Петроглифы эпохи бронзы Тамгалы демонстрирует высочайший уровень развития этого вида изобразительного творчества в период его расцвета и широкого распространения на территории Центральной Азии от Саян и Алтая до Северного Тянь-Шаня и Памира.

Памятник наиболее репрезентативен в отношении художественного мастерства, идейного содержания петроглифов этого времени, а также их роли в организации культурного ландшафта. Специфика этих рисунков (крупные размеры от 25-75см до 1,0м, техника, стиль, иконография, репертуар и наличие повествовательной конструкции) позволяет выделять их особо как тип петроглифов Тамгалы.

Важной особенностью этих петроглифов является обилие редких и уникальных персонажей первобытной мифологии и, в первую очередь, антропоморфных солярных персонажей. Выдающуюся мировую ценность представляет скальное панно (4 х 6м) с многофигурной композицией, образующей смысловой центр древнего святилища, на котором в определенном порядке запечатлены шесть основных иконографических вариантов солярных персонажей языческого «пантеона» эпохи бронзы. Кроме того, есть немало оригинальных сюжетов и блестяще выполненных отдельных изображений, которые можно уверенно отнести к шедеврам наскального искусства. Таковы изображения стельной коровы, солярного антропоморфного божества на быке, некоторые изображения лошадей и быков. Также выделяется целая серия уникальных персонажей, таких как лучник в маске волка, «ряженые» персонажи и некоторые другие, присущие только петроглифам этого типа.

Достаточно сложная иконография основных образов, многократно повторяющихся в различных комбинациях, свидетельствует о сформировавшемся изобразительном каноне и наличии развитой мифологии, лежащих в основе творчества создателей петроглифов Тамгалы. В то же время на скалах Тамгалы аккумулируются практически все основные образы петроглифов, известные в других памятниках бронзового века Казахстана и Средней Азии. В этом смысле петроглифы Тамгалы с их отчетливо выраженной солярной космогонической тематикой являют собой квинтэссенцию наскального искусства эпохи бронзы, характеризуя важный этап развития религиозно-мифологических представлений степных сообществ II тыс. до н.э. Несмотря на то, что феномен петроглифов типа Тамгалы еще недостаточно изучен и остается неясным генезис этого исключительного явления, на фоне общего развития наскального искусства региона оно подобно яркой вспышке творческого гения отдельных коллективов или, возможно, индивидуумов.

Петроглифы этого типа сосредоточены преимущественно на скалах пяти основных местонахождений (I-V группы) каньона Тамгалы, где они образуют многофигурные композиции. При этом художниками бронзового века были искусно использованы специфические нюансы окружающего ландшафта и скального субстрата, создававшие дополнительно смысловые акценты в организации композиций. В целом, организованная в систему тематически связанных композиций галерея петроглифов эпохи бронзы образует своеобразный художественный декор древнего святилища и маркирует в ландшафте сакральную зону комплекса.

Другие памятники Тамгалы - некрополи и поселения - располагаются вокруг этой зоны, группируясь по функциональным признакам. Топография памятников всех периодов наглядно отражает устойчивую функциональную структуру культового комплекса с обособленной сакральной зоной и жилой территорией. На всех этапах исторического развития основной функцией периферии оставались обеспечение защиты и обслуживание культовой зоны Тамгалы. Однако масштабы святилища и идеологическая исключительность (в сравнении с другими памятниками Казахстана) предполагают более широкий географический ареал культовой значимости Тамгалы, чем территория его хозяйственной периферии.

Исключительное своеобразие петроглифов, внутренняя цельность и историческая репрезентативность культурного ландшафта Тамгалы выделяют его среди других памятников Казахстана и Центральной Азии и позволяют рассматривать как один из крупнейших древних культовых центров. В некоторых обычаях и представлениях современного казахского населения округи еще сохраняются слабые отголоски традиции религиозного почитания места, однако, зачастую уже вне какой-либо связи с содержанием и функцией петроглифов.

Тем не менее, очевидно, что многовековая традиция создания петроглифов сыграла главную роль в преобразовании природной окружающей среды Тамгалы в культурный ландшафт, представляемый в настоящее время в Список Всемирного Наследия.

Научно-исследовательские работы

Научно-исследовательские работы

История создания музея

А.Г. Максимова – первооткрыватель Тамгалы. 

История открытия. Петроглифы Тамгалы были обнаружены археологическим отрядом под руководством А.Г. Максимовой в 1957 г. С 1970-х гг. изучением петроглифов занимался А.Н. Марьяшев, позже экспедиция под его руководством, а также А.Г. Медоев, внесший значительный вклад в изучение петроглифов Казахстана. С 1990-х гг. экспедицией, которая продолжала археологические исследования, руководил А.Е. Рогожинский. Свой вклад внесло огромное количество ученых, краеведов, волонтеров.

История организации инфраструктуры вокруг наследия Тамгалы, его охраны, сохранения, управления, продиктованные необходимостью бережного отношения даже к любому его фрагменту и отдельному памятнику, также обладающему всей полнотой и уникальностью памятника историко-культурного наследия, создания музея-заповедника свою имеет длительную предысторию. В течение десятилетий проводилось изучение и документация петроглифов и других памятников, геологии урочища, сложение экскурсионной тропы и материалов для экскурсионного маршрута, его благоустройство, первые попытки консервации петроглифов и т.д. Эта деятельность привлекла внимание международного сообщества, взаимодействие с которым, глубже помогло осознать и сформулировать универсальное значение этого памятника для всего человечества:

Оформление информационных табличек на экскурсионном маршруте.

В 1999 г.Центр Всемирного Наследия ЮНЕСКО включил Тамгалы в Предварительный Список Всемирного Наследия (Tentative List).

В октябре 2001 г. специальным постановлением Правительства РК памятник был включен в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения под названием «Комплекс Тамгалы»

Состоялось подписание Соглашения между ЮНЕСКО и Правительством Казахстана о реализации ЮНЕСКО-Норвежско-Казахстанского проекта «Менеджмент, консервация и презентация памятника наскального искусства Тамгалы» 19.12.2003г.

В июне-июле 2004 г. на основе представленного ранее досье памятника и Мастер-Менеджмент плана по Тамгалы состоялось обсуждение номинации на очередной 28-ой сессии Комитета по Всемирному Наследию, принявшего решение о включении Тамгалы в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В 2003 г. функции управления наследием, контроль над выполнением работ разного рода специалистами взял на себя менеджер культурного и природного наследия «Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей «Тамгалы», территория заповедника  составляет 3800 га. 

Схема расположения основных групп петроглифов центрального ущелья.

Менеджмент культурных ландшафтов относительно новый для Казахстана вид музейной деятельности. В основу деятельности по менеджменту которого на основе разработок центра Всемирного наследия положен принцип аутентичности объекта, дословно: искренность и подлинность любого факта реальности, имеющего отношение к индивидуальной памяти или общественному культурному наследию. В контексте культурного планирования и развития благоустройств на экскурсионных маршрутах, аутентичность напрямую связана с культурной идентичностью места, или культурного ландшафта.

Благоустройства для туристов на экскурсионном маршруте.

Управление и сохранение уникального памятника, представляющий весьма значительный археологический комплекс Тамгалы/Танбалы, особое значение которого было подтверждено включением в Список Всемирного наследия, осуществляет историко-культурный и природный заповедник-музей «Танбалы». «Современный музей-заповедник – учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности,  восстановления,  изучения  и  публичного  представления    целостных  территориальных  комплексов  культурного  и  природного  наследия  материальных  и духовных  ценностей  в  их  традиционной  исторической  (культурной  и  природной)  среде». Номинация ЮНЕСКО: «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» однозначно подчеркивают значение культурного ландшафта этой местности для всего человечества.

Деятельность заповедника-музея многогранна. Одна из главных проблем, с которой сталкивается любой заповедник-музей и, в особенности объект Всемирного наследия сегодня – это комплексность задач, которые он должен выполнять, применительно к современному обществу: сохранение  целостности  и первозданности объектов  наследия, а также  обеспечение доступа для широкой публики:  чтобы общественность осознавала истинную ценность этих объектов, и происходил широкий обмен знаниями.

Вид на хребет Киндыктас  и горы Доланкора с западной окраины заповедника-музея «Танбалы».

РиКомплекс археологических памятников, или культурный ландшафт Тамгалы имеет сложную структуру, включающую многочисленные и разновременные могильники, жертвенники, каменоломни и, конечно, наскальные изображения, главные скопления которых знаменуют разновременные святилища. Петроглифы выбивались на скалах, покрытых черной патиной, начиная с эпохи бронзы (середина II тыс. до н.э.), были продолжены в ранний железный век (I тыс. до н.э.), а также в средние века (VII – XII вв. н.э.) и позднее средневековье (в этнографический период). Многие древние рисунки подновлялись и дополнялись в последующие периоды.  Тем самым, комплекс Тамгалы включает в себя естественный и культурный ландшафт, включающего в себя всю совокупность памятников историко-культурного и природного наследия.

Сотрудниками музея организуются различные экскурсии не только по уникальному святилищу, но и на близлежащие комплексы, разработаны экскурсионные маршруты по  отдаленным группам петроглифов, среди которых приоритет отдан средневековым тюркским петроглифам.

Проведение экскурсии для реставраторов из ТОО «Остров Крым» и из Сибири.