История создания музея

А.Г. Максимова – первооткрыватель Тамгалы. 

История открытия. Петроглифы Тамгалы были обнаружены археологическим отрядом под руководством А.Г. Максимовой в 1957 г. С 1970-х гг. изучением петроглифов занимался А.Н. Марьяшев, позже экспедиция под его руководством, а также А.Г. Медоев, внесший значительный вклад в изучение петроглифов Казахстана. С 1990-х гг. экспедицией, которая продолжала археологические исследования, руководил А.Е. Рогожинский. Свой вклад внесло огромное количество ученых, краеведов, волонтеров.

История организации инфраструктуры вокруг наследия Тамгалы, его охраны, сохранения, управления, продиктованные необходимостью бережного отношения даже к любому его фрагменту и отдельному памятнику, также обладающему всей полнотой и уникальностью памятника историко-культурного наследия, создания музея-заповедника свою имеет длительную предысторию. В течение десятилетий проводилось изучение и документация петроглифов и других памятников, геологии урочища, сложение экскурсионной тропы и материалов для экскурсионного маршрута, его благоустройство, первые попытки консервации петроглифов и т.д. Эта деятельность привлекла внимание международного сообщества, взаимодействие с которым, глубже помогло осознать и сформулировать универсальное значение этого памятника для всего человечества:

Оформление информационных табличек на экскурсионном маршруте.

В 1999 г.Центр Всемирного Наследия ЮНЕСКО включил Тамгалы в Предварительный Список Всемирного Наследия (Tentative List).

В октябре 2001 г. специальным постановлением Правительства РК памятник был включен в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения под названием «Комплекс Тамгалы»

Состоялось подписание Соглашения между ЮНЕСКО и Правительством Казахстана о реализации ЮНЕСКО-Норвежско-Казахстанского проекта «Менеджмент, консервация и презентация памятника наскального искусства Тамгалы» 19.12.2003г.

В июне-июле 2004 г. на основе представленного ранее досье памятника и Мастер-Менеджмент плана по Тамгалы состоялось обсуждение номинации на очередной 28-ой сессии Комитета по Всемирному Наследию, принявшего решение о включении Тамгалы в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В 2003 г. функции управления наследием, контроль над выполнением работ разного рода специалистами взял на себя менеджер культурного и природного наследия «Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей «Тамгалы», территория заповедника  составляет 3800 га. 

Схема расположения основных групп петроглифов центрального ущелья.

Менеджмент культурных ландшафтов относительно новый для Казахстана вид музейной деятельности. В основу деятельности по менеджменту которого на основе разработок центра Всемирного наследия положен принцип аутентичности объекта, дословно: искренность и подлинность любого факта реальности, имеющего отношение к индивидуальной памяти или общественному культурному наследию. В контексте культурного планирования и развития благоустройств на экскурсионных маршрутах, аутентичность напрямую связана с культурной идентичностью места, или культурного ландшафта.

Благоустройства для туристов на экскурсионном маршруте.

Управление и сохранение уникального памятника, представляющий весьма значительный археологический комплекс Тамгалы/Танбалы, особое значение которого было подтверждено включением в Список Всемирного наследия, осуществляет историко-культурный и природный заповедник-музей «Танбалы». «Современный музей-заповедник – учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности,  восстановления,  изучения  и  публичного  представления    целостных  территориальных  комплексов  культурного  и  природного  наследия  материальных  и духовных  ценностей  в  их  традиционной  исторической  (культурной  и  природной)  среде». Номинация ЮНЕСКО: «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» однозначно подчеркивают значение культурного ландшафта этой местности для всего человечества.

Деятельность заповедника-музея многогранна. Одна из главных проблем, с которой сталкивается любой заповедник-музей и, в особенности объект Всемирного наследия сегодня – это комплексность задач, которые он должен выполнять, применительно к современному обществу: сохранение  целостности  и первозданности объектов  наследия, а также  обеспечение доступа для широкой публики:  чтобы общественность осознавала истинную ценность этих объектов, и происходил широкий обмен знаниями.

Вид на хребет Киндыктас  и горы Доланкора с западной окраины заповедника-музея «Танбалы».

РиКомплекс археологических памятников, или культурный ландшафт Тамгалы имеет сложную структуру, включающую многочисленные и разновременные могильники, жертвенники, каменоломни и, конечно, наскальные изображения, главные скопления которых знаменуют разновременные святилища. Петроглифы выбивались на скалах, покрытых черной патиной, начиная с эпохи бронзы (середина II тыс. до н.э.), были продолжены в ранний железный век (I тыс. до н.э.), а также в средние века (VII – XII вв. н.э.) и позднее средневековье (в этнографический период). Многие древние рисунки подновлялись и дополнялись в последующие периоды.  Тем самым, комплекс Тамгалы включает в себя естественный и культурный ландшафт, включающего в себя всю совокупность памятников историко-культурного и природного наследия.

Сотрудниками музея организуются различные экскурсии не только по уникальному святилищу, но и на близлежащие комплексы, разработаны экскурсионные маршруты по  отдаленным группам петроглифов, среди которых приоритет отдан средневековым тюркским петроглифам.

Проведение экскурсии для реставраторов из ТОО «Остров Крым» и из Сибири.