Заповедник музей «Таңбалы»
Наскальные надписи Танбалы
В 2017 году заповедник попал в список сакральных мест Казахстана, о котором говорил Нурсултан Назарбаев в статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Казахстан – страна не только с развитыми городами и красивой природой, но и с глубокой историей. Именно здесь есть уникальные наскальные надписи XIV века до нашей эры, которые расположены в заповеднике-музее Танбалы. Удивительно, но несмотря на дальнее расположение от крупных городов, сюда приезжают сотни туристов со всех уголков. Корреспондент Zakon.kz побывал в заповеднике и убедился в сакральности и необычности этого места.
Заповедник-музей Танбалы находится в 170 км на северо-запад от Алматы, в юго-восточной части Чу-Илийских гор. В 2004 году петроглифы были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как исключительное свидетельство исчезнувшей степной цивилизации, важными характерными чертами которой были чрезвычайно высокая степень адаптивности к окружающей среде, гармония с природой и экологически безвредное использование природного ландшафта.
В 2017 году заповедник попал в список сакральных мест Казахстана, о котором говорил Нурсултан Назарбаев в статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Настоящее приключение или что знать о поездке
Поездка в Танбалы была назначена в самую жаркую погоду - в Алматы +33 градуса, а в области достигает все +40. Не самые лучшие условия для поездки. Ехать нужно было около 170 км на северо-запад, урочище находится в 4 км от села Карабастау Жамбылского района Алматинской области. Дорога заняла порядка двух часов. На огромном пустыре мы увидели холмы и указатель – цель достигнута.
К слову, обувь была подобрана тоже не по назначению. Если вы вдруг соберетесь ехать в Танбалы, то помните, одеваться желательно в закрытую одежду, обувь должна быть удобной для ходьбы по скалам.
Сразу около входа в заповедник есть надпись, предупреждающая о наличии опасных ядовитых существ, собственно, поэтому одежда и обувь должны быть закрытыми. Однако на своем пути мы не встретили ни одного скорпиона, тарантула или других опасных живностей, наверное, к счастью.
На входе в заповедник есть небольшой магазинчик с сувенирами и водой. Поскольку путь дальний, с собой лучше захватить что-нибудь перекусить, можно также пообедать в кафе в близлежащих аулах.
Сакральные надписи
Нас встретил экскурсовод Анар Орашова – молодая девушка, с высшим образованием и глубокими познаниями о заповеднике, которая может провести экскурсию на трех языках.
- Наскальные надписи датируются XIV веком до нашей эры. В 1957 году фотограф Попов искал тень и наткнулся на петроглифы, с того времени начались археологические работы. В 2003 году постановлением правительства был официально открыт наш музей. В 2004 он вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО, - рассказала предысторию Анар.
Петроглифы были выполнены в технике пикетажа (точечная техника), реже – гравировкой при помощи металлических инструментов или камнем. Изображений, сделанных краской, здесь не обнаружили.
В музее около пяти тысяч петроглифов, которые делятся на пять групп. Маршрут начинается с рисунков второй группы, так как до первой группы сложно дойти сразу.- Все рисунки с первой группы мы можем встретить и во второй. Из-за того, что туристам проще добраться ко второй группе, мы начинаем с нее. Вторая группа более представительная. Здесь находится 432 самых древних петроглифа Танбалы. Изображения эпохи бронзы очень крупные глубоко и тщательно выбиты, - рассказала экскурсовод.
Третья группа петроглифов содержит 444 петроглифа эпохи бронзы, но значительная часть их была подновлена в последующие века. Многие древние композиции дополнены петроглифами сакского времени и средневековья. Пространственное решение петроглифов этой группы позволяет наблюдать за ними с противоположной стороны.
Четвертая группа петроглифов образует смысловой и композиционный центр святилища. Здесь насчитывается более 700 петроглифов, большинство из них маловыразительны и относятся к эпохе раннего железа, средним векам и новому времени (17-19 века). Наиболее ценное – это уникальное панно эпохи бронзы пантеон, на котором в определенном порядке и каждый по своему представлены 7 божественных персонажей древнего языческого культа, а ниже 10 воинов в боевой пляске, женщина роженица и люди, вскинувшие в молитве руки.
Пятая группа петроглифов состоит из более тысячи наскальных изображений. К бронзовому веку относятся только нескольких крупных панно с изображением животных (с полосами на теле быков, кабана, лошадей и другое), колесницы и повозки, запряженные верблюдом, а также мифические образы палиценосцев и «солнцеголовых». Всего на скалах сохранилось 11 изображений божеств, но почти все они повторяют облик главных персонажей «пантеона», запечатленных на четвертой группе.
Неожиданные причины посещения музея
По пути нам рассказали о том, что туристы со всего мира съезжаются в эту местность не только за наскальными надписями.
- Тюльпан регеля во всей Центральной Азии произрастает только в этой местности. И цветет только десять дней - в конце марта-начале апреля. Растет на верхушке третьей группы петроглифов. Именно к цветению этого тюльпана съезжаются туристы и ждут этот момент. К нам приезжала группа туристов из Японии, они поставили палатки недалеко от заповедника и ждали момента, когда зацветет тюльпан, - рассказала Анар.
Ландшафт Танбалы полон зон, где сохранились ботанические сообщества с редкими и реликтовыми эндемическими растениями, встречающимися только в Чу-Илийских горах: тюльпан регеля, юнона Кушакевича, Недзведзкая Семиреченская.
На территории заповедника-музея, сохраняющем свою первозданность, обитают дикие животные: волки, лисы, зайцы, черепахи, змеи, а также множество птиц, в том числе, одиннадцать краснокнижных.
- Был еще один очень интересный зарубежный турист. Ему во сне приснился один из петроглифов, он нашел его местоположение и приехал сюда в Танбалы. После этого он начал возить группы туристов, - поведала Анар.
Могильники
Еще одной интересной находкой в местности Танбалы стали могильники XIV века до нашей эры. Их особенность в том, что трупы хоронили в скорченном на боку виде в больших каменных ящиках, внутри круглых или квадратных оград из вертикально установленных каменных плит. Рядом с умершим закладывали лепную посуду и бронзовые украшения.